Основная цель психолого-педагогической службы – обеспечение полноценного личностного развития обучающихся и воспитанников в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает решение следующих задач:
1. Комплексное обследование и своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развитии, адаптации, обучении и поведении, выявление психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся возможностей.
3. Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей, совместно с учителями разработка программы индивидуальной работы в целях успешной адаптации младших школьников, определение коррекционных компенсаторных механизмов.
4. Консультирование и разработка совместно с учителями или родителями образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей детей и задач их развития на каждом возрастном этапе, а также разрешения сложных педагогических ситуаций.
5. Контроль за ведением документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния.
6. Организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в образовательном процессе, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка, контроль переходных, переломных моментов в жизни детей.
Одной из основных задач деятельности ППс является создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы потребностям и запросам каждого участника образовательного процесса:
- построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности каждого обучающегося;
- создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- социализация детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;
- формирование у обучающихся положительного отношения к обучению как главному условию личностного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);
- организация системы эффективного психолого-социального сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социального направлений деятельности специалистов школы и сторонних организаций данного направления;
- изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
В школе создана и успешно функционирует психолого-педагогическая служба, включающая специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов (в том числе тифлопедагогов).
Основные направления деятельности службы:
1. Диагностическая работа проводится в рамках работы консультационного пункта на внутреннем психолого-педагогическом консилиуме. Осуществляется групповая и индивидуальная диагностика детей дошкольного возраста, младших классов для выявления учащихся с отклонением в развитии, т.е. с парциальной недостаточностью развития высших психических функций, с целью дальнейшего своевременного оказания коррекционного воздействия.
2. Консультативная работа по запросу на местах. Проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросу развития их детей, готовности к обучению в школе, дезадаптации, профориентационное консультирование, направленное на активизацию процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, консультирование по иным вопросам для всех участников образовательных отношений.
3. Профилактическая работа заключается в мониторинге комфортности образовательной среды, сопровождение подготовки выпускников к итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.
4. Просветительская работа осуществляется путем выступлений специалистов на педсоветах, родительских собраниях и иных мероприятиях с определенной тематической направленностью.
5. Коррекционно-развивающая работа заключается в оказании помощи создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, координации работы специалистов службы и проведением, непосредственно самой коррекционной работы.